Непосредственные работы по формированию корпуса корабля начались в Новом Адмиралтействе в сентябре — октябре 1896 года под руководством корабельного инженера младшего судостроителя Э. Р. де Грофе.<br/>
На всём протяжении постройки "Авроры" ощущался недостаток рабочей силы: на казённых верфях в Санкт-Петербурге в этот момент строились броненосцы "Бородино", "Император Александр III", "Орёл", "Князь Суворов", крейсер "Олег" и транспорт "Камчатка", отвлекавшие на себя значительную часть рабочих и специалистов.<br/>
31 марта 1897 года император Николай II повелел именовать строящийся крейсер "Авророй" в честь богини зари у эллинов. Это название было выбрано самодержцем из одиннадцати предложенных вариантов наименований.<br/>
11 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, наблюдавших за церемонией из Императорского павильона, состоялся торжественный спуск "Авроры" на воду. История боевого крейсера - 44 года службы с начала Российской империи, а затем Советской России.<br/>
В августе 1944 года исполнительный комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление, по которому "Аврору" надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного блокшива Нахимовского училища.
17 ноября 1948 года "Аврору" перевели к окончательному месту стоянки — Нахимовскому училищу на Большую Невку.