В соборе можно увидеть 62 уникальные мозаики. Идея о постепенном переходе живописи на мозаику зародилась у Монферанна, который единственный осознал тот факт, что в Исаакиевском соборе просто невозможно поддерживать одинаковую температуру в любое время года, что является главным условием для сохранения его живописного убранства. Окончательно идея оформления закрепилась после того, как Монферанн отправился в Европу и лично увидел итальянские мозаики. В одном из своих путешествий император Николай I решил лично лицезреть итальянские мозаики, прежде чем принять решение об оформлении собора. Потрясению императора просто не было границ, и после его возвращения в Италию были отправлены несколько русских мастеров для обучения мозаичному делу. В последствии учителя русских мастеров вместе с ними переехали непосредственно в Петербург, куда так же были приглашены и самые знаменитые смальтовары тех времен.<dr/>
В мозаиках Исаакиевского собора прекрасно воспроизводятся и холодный блеск металла, и атласные одежды, и живое тепло человеческих рук. Чтобы передать все богатство красок живописи, мозаичисты использовали смальту более 12000 оттенков цвета.